Воспитатели:
Голландских Алла Михайловна
Пакишиня Яна Сергеевна
Помощник воспитателя:
Климова Яна Дмитриевна
Голландских А.М., воспитатель ГБДОУ детский сад № 4
Красногвардейского района Санкт – Петербурга
Роль игры в организации театральной деятельности дошкольников
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Французский писатель и философ Мишель де Монтень сказал: «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».
Рассматривая активные методы обучения, в дошкольном образовании которые, побуждают ребенка к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом, делящиеся по форме на: неимитационные и имитационные, отличительной чертой которых является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или коллективной деятельности). Имитационные методы в свою очередь делятся на неигровые и игровые. К игровым имитационным методам в дошкольном образовании относятся разыгрывание ролей применяемых в театрализованной деятельности.
Театрализованные игры в этом смысле — наиболее подходящий вид деятельности, поскольку в них происходит всестороннее развитие дошкольников. В связи с этим педагог должен ответственно подходить к выбору игр.
В детском саду театрализованные игры направлены на формирование личностных качеств дошкольников. Этому способствует специфика данного вида деятельности, заключающаяся в воздействии на личность через художественный образ. Во время игры дети познают окружающий мир через музыку, образы и краски, решают личностные проблемы (например, преодолевают свои комплексы), самовыражаются и саморазвиваются, приобретают навыки общения и адаптации, учатся логически выстраивать ход мыслей и анализировать ситуации. Театрализованные игры также способствуют развитию нравственности у дошкольников, поскольку игровые действия основаны на литературных и фольклорных произведениях, содержащих в подтексте проблемы такого характера.
Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр помогает решить много актуальных проблем связанных:
с художественным образованием и воспитанием детей;
формированием эстетического вкуса;
нравственным воспитанием;
развитием коммуникативных качеств личности;
воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;
созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.
Используя театрализованные игры в воспитательно – образовательном процессе, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО: (социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
Социально-коммуникативное развитие включает в себя:
формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
развитие эмоций;
воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;
Познавательное развитие подразумевает:
развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
наблюдение за поведением людей и животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации)
обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие:
содействие развитию монологической и диалогической речи
обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;
овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).
Художественно-эстетическое развитие
приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
развитие воображения;
приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
создание выразительного художественного образа;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
согласование действий и сопровождающей их речи;
умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
выразительность исполнения основных видов движений;
развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование осанки.
Театрализованные игры делятся на 2 основные группы:
режиссёрские
игры – драматизации.
В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный театр, теневой театр, театр на фланелеграфе.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.
Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создаёт условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Литература
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание,2005. -№4.
2.Руденко А.М. Педагогика в схемах и таблицах Ростов – на –дону 2016.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М., 1990.
5. Буренина А.И., Родина М.И. Кукляндия. – СПб: РЖ «Музыкальная палитра», 2008
6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М., 2007.